Потерянный рай

Роман «Потерянный рай», общим объемом 25 печатных листов, охватывает период с 1918 – 1994 год.
Словно «Александрийский столб» освещена лучами нелегкого времени многострадальная фигура казахского батыра Каратаса.
В 1918 году оседлав лучшего байского скакуна, малограмотный сын кедеев-Каратас ускакал вслед за прорысившим мимо их аула, в окрестностях «Жетысу» красноармейского эскадрона.
В свете зарева восходящего красного солнца Советской власти, помчался добывать счастье для таких же как сам – кедеев.
Трудные дороги гражданской войны, проскакал он с лихим эскадронам, дерясь против Колчака, Петлюры, Деникина. Сотни раз в составе развернутой конной лавы скакал на белогвардейские пулеметы, рубился насмерть с белоказаками. Овеянный славой, отмеченный наградой, но ранению комиссованный батыр возвращается в родной аул, к мирной жизни.
В стране начинается период коллективизации. По навету недоброжелателей семья батыра попадает в «черный список» и подвергается раскулачиванию.
Эмиссары власти отнимают весь скот, нажитый непосильным трудом, а престарелых отца, мать и юную племянницу отправляют в «Ит-жеккен жерге», где они и сгинули. Обиженный и возмущенный батыр восстает против этой несправедливости и попадает в разряд «врагов народа».
Вынужденный скрываться, он укрывается в ближайших горах, добывая себе пропитание охотой, живя в пещере, словно волк, прячась от людей.
Казахский народ стонет от перегибов насильственной коллективизации. Массовые доносы казахских чиновников, сведение личных счетов в период раскулачивания, приводят к тому, что огромная масса людей незаслуженно подвергаются дискредитации.
Стон и плач стоит над казахской землей. Обиженный народ, стеная срывается, бросая Родину в попытке укрыться от гнета. Горными тропами казахов пробирались они ,в страну шуршутов.
Батыр под покровом ночи уводит свой маленький аул. Тропой, спиралью, вьющейся высоко в горах, срываясь в пропасти, падают люди и кони. Люди плачут, оглядываясь назад на покидаемую Отчизну.
Но в чужом краю не нашла себе успокоения свободолюбивая, большая душа батыра. Беря в руки домбру, наигрывая кюи величайших акынов, он глубоко тоскует по Родине, куда путь ему отрезан.
Маленький аул, пришедший на чужую землю, словно капля растворился в грязном, бушующем словно потоки селя, разноголосого народа.
Не выдержав разрывающей грудь тоски, возвращается батыр на Родину. Ветер-судьба словно оторванный от дерева листок гонит его сначала в горы Киргизии, затем дальше в Узбекистан. Он попадает в священную Бухару, где становится он – баши в войске эмира.
Тут он и встретит свою маленькую звездочку-хатун по имени Юлдуз. Вспыхнувшее чувство между девушкой сиротой и обездоленным он-баши становится большим. Два сердца разгораются и горят в пламени огромной, чистой любви друг для друга.
Юлдуз затяжелеет от батыра в тот период, когда армия Фрунзе на подходе к Бухаре. Мрачные думы одолевают бытыра. Он задается вопросами, раздирающими его на части.
«Как он сможет стрелять в красноармейцев, с кем бок о бок он воевал в гражданскую. Джигит решает бежать.
В глухую темную ночь, он сажает свою любимую женщину на боевого тулпара «Серго в яблоках». Зарубив двоих сарбазов, охраняющих восточные ворота города, забрав коня, он уходит в сторону безжизненных Кзылкумов. За ними устремляется погоня. Но опытный джигит отрывается, запутав ее и сменив направление уходит в родные горы Алатау.
Они поселяются высоко в горах в пещере, которую когда-то показал ему старый беркутчи. Бытыр охотится, добывая пропитание, маленькая хатун следит за очагом, скрашивая быт, шьет одежду из шкур убитых зверей.
Они счастливы от любви друг к другу и ждут с нетерпением появления на свет маленького человечка, выношенного под сердцем Юлдуз.
Желая устроить роды в ауле дальнего родственника, Каратас спускается с гор, чтобы договориться. Иуда-родственник продает его чекистам и батыр попадает в засаду. Уходя от погони, как зверь, уводит он преследователей в сторону от пещеры, пытаясь обезопасить подругу.
Высоко в горах под ним убивают любимца « Серого в яблоках». Роняя слезы, оплакивая потерю, он пеший увлекает за собой, а затем пускает по ложному следу погоню.
На узкой тропе дорогу бытыру перегораживает барс. Не имея возможности стрелять, так как выстрел будет услышан, джигит обнажает нож, готовясь вступить в смертельную схватку. Он говорит барсу:
- Я знаю ты сильный, хищный зверь. Но за мной и так гонятся
чекисты. А мне надо добраться к моей подруге. У тебя наверное тоже есть подруга – и просит: уступи мне дорогу, благородный зверь.
И зверь уступает. Он оказывается благородней двуногих.
Двое суток Каратас, падая и срываясь, разбиваясь о камни, пробирался к пещере, где его ждала Юлдуз, которой пришел срок рожать.
Но в пещере его ждала черная трагедия. Не дождавшись его возвращения маленькая хатун в разрывающих ее родовых муках, произвела на свет мальчика. Словно волчица, она, обессиленная, перегрызла зубами пуповину ребенку и завернула его в волчью шкуру.
У нее открылась кровотечение. Лишенная всякой помощи со стороны, она умирает, не дождавшись своего любимого человека, одна, в темной сырой пещере, всего за каких-нибудь час-полтора до его прихода.
Горе застало батыра врасплох, не видя белого света, в отчаянии был он готов броситься в беспросветную пропасть вниз головой. И только плач человечка, плоть от плоти их дитя, останавливает батыра от безрассудного поступка.
Собственными руками он хоронит беззаветно любимую женщину, посылая черные проклятья собственной судьбе, манкуртам- чекистам.
Еще месяц, он выкармливает сына молоком дикой, прирученной козы. И когда понимает, что ребенок не выживет в этих условиях, решает спуститься в город и сдать его в приют. Сам же батыр сдается на милость ЧК и пройдя через немыслимые пытки в подвалах ГПУ, получает длинный как аркан кочевника срок, длиною в 25 лет.
А дальше пошла география северных и сибирских лагерей. Он выживает среди тысяч и тысяч таких же как сам «врагов народа», Среди озверевших блатарей, в яростных, гибельных схватках за право на жизнь. И не просто выживает, проглатывая четырехсотграммовую лагерную пайку да миску черной баланды. Он завоевывает невольное уважение и восхищение собой среди лагерного люда и отпетых уркаганов.
На «Студеном» он встретил своего бывшего командира эскадрона, лихого конника, выросшего до ранга комбрига.
Обвиненный в троцкизме, его командир попадает в лагеря, но продолжает верить, что этот произвол творят за спиной товарища Сталина враги революции. Так, словно черные бусинки день за днем нанизывается на бесконечную нить лагерное существование.
А к тому времени страна заполыхала в пламени Отечественной войны. Каратас, король уркаганов – Туз и командир совершают побег, уйдя в тайгу. В груди у каждого своя правда жизни и своя цель.
В этом побеге нелепо погибает командир. Его предсмертная мольба к Каратасу: «Ты дойди до товарища Сталина. Расскажи ему обо всем, что происходит».
В пути батыр и Туз попадают в засаду, которую им устраивает их сообщник Бурят, в надежде завладеть золотом, которое несут беглецы.
Уходя от погони, Туз пристреливает овчарку, но вскоре оба попадают в руки краснопогонников. Связанные по рукам и ногам, беглецы узнают, что им должны отрубить головы, чтобы в качестве доказательства отвезти в лагерь.
Бурят склоняет старшину к убийству двоих красноармейцев, чтобы захватив золото, поделить его пополам.
Освободившись от пут, батыр броском спрятанного ножа убивает старшину, а Туз приговаривает изменника Бурята к смерти и пристреливает его.
Пройдя немыслимое, они наконец добираются до Москвы - белокаменной.
Здесь Туз попадает в родную среду обитания на воровскую малину. А тем временем, немцы уже на подступах к городу.
Раздираемый сомнениями, болью пережитого, кровавой обидой на Советскую власть, батыр понимает что немец может дойти и до его родной земли. И как бы ему не было трудно, в тревоге за свой народ, чтобы остановить врага, как в старину, когда уходили батыры далеко от своих кочевий вперед, навстречу врагу, Каратас записывается в ополчение.
Он встает в числе роты народного ополчения на защиту своего народа на ратном поле, на подступах к Москве. В смертельном бою со страшными айдахарами – немецкими танками, он уничтожил двух чешуйчатых бронированных драконов и получил тяжелое ранение. Всевидящее око особого отдела опознает в нем беглого зэка, и «врага народа». И опять судьба бросит батыра из огня в полымя, в застенки НКВД, где вновь он будет подвергнут пыткам и унижениям. Его хотели расстрелять за старшину, но что-то сработало в последний момент, быть может фактор, что сбежал он не в тыл, а на войну, где проявил себя как богатырь, пролив кровь. И опять лагеря, лагеря, лагеря. И только в 53 году по амнистии Берия, выйдет он из лагеря в Монголии.
Он возвращается на родную землю по пыльной степной дороге длиною в тысячу верст.
За спиной его болтался пустой сидор в котором позвякивали кружка с ложкой и на душе у зэка Каратаса было вымерзше и пусто как в лагерном сидоре.
Он вернется в родные края, на могилу своей незабвенной хатун и прочтет там молитву. Приют, в который когда-то он собственными руками сдал сына, исчез за годы войны и найти хоть какие-то следы оказалось невозможным. На всю жизнь это ляжет на него тяжким грузом, болью резавшей его сердце.
Здесь он встретил одинокую русскую женщину, фронтовичку. Оба обессиленные жестоким временем, потянутся друг к другу, как стылые ветви, ожившие с приходом весны.
Но как оказалось нет места на родной земле бывшему зэка Каратасу, носившему как ярмо- ярлык «враг народа».
И покатились, словно перекати -поле с юга на север батыр и русская женщина, не испугавшаяся его ярлыка. Как от зачумленного шарахались от него, узнав какое на нем клеймо.
И вот уже последний разъезд на казахской земле, за которым начинается Россия. Последний клочок земли, где в надежде приклонить голову, они попадают в дом мудрого старца Сарыбая-бия.
Аксакалы попросили рассказать кто он - путник? И тогда он взял в руки домбру и спел им жыр о собственной горькой судьбе, исполнено полной чаши боли. А когда закончил, то спросил у старцев: «Если Отчизна- мать, разве может она быть так жестока к одному из своих, пусть даже бесчисленных сыновей? А если она злая лютая мачеха тогда стоило ли мне замерзать на лютых сибирских морозах, на лесоповалах и рудниках, в стылых окопах, укрывая изъеденное клопами тело? Из далеких отсюда, родных мне мест Талды-Корган,я кочусь сорванным с места «перекати -полем», пересекая казахскую степь по диагонали с юга на север. И нигде мне не удается зацепиться. Люди шарахаются от меня, словно от зачумленного узнавая, что на мне ярлык как клеймо – «враг народа». Ваш разъезд- это последний аул на земле Отечества. Дальше за ним начинается Россия. Это последний клочок земли где бы я мог притулиться и с годами пустить корни. Судьба загнала меня, она сунула обе мои ноги в один сапог. Как я могу идти? Я устал с ней сражаться, никому не удавалось побороть судьбу. Я снимаю свой пояс и вешаю его себе на шею в знак покорности ей... Я сдаюсь!
И ответил ему мудрый Сарыбай-бий: не надо сердиться на Отчизну. Разве можно сердиться на мать? А с судьбой борись до конца! Нельзя разуверившись в справедливости власти отказаться от собственного народа.
-Оставайся здесь батыр. Это твоя земля. Время залечит и зарубцует твои раны и уймет боль сердца. Потерянного не вернуть, такова участь живых. Живи со своим народом что достанется на долю народа, то перенесешь и ты дорогой! Что будет кушать твой народ, тем и ты будешь сыт. Сегодня мы протянем тебе свою руку, дадим тебе место у нашего дастархана, подвинемся у очага делясь теплом. Кто знает ...? Может завтра мы обратимся к тебе за помощью? И ты не откажешь нам.
С тех пор и остался на этом богом забытой разъезде батыр на всю жизнь. Он слыл загадочной личностью, а к старости прослыл провидцем. У него так и не появилось детей и он неимоверно страдал нечеловеческой болью, вспоминая своего сына.
Шли годы. Вокруг него всегда вьюном вились соседские детишки. И в их числе жестокий мальчик Амир и добрый, трудолюбивый Абай. Стоило только прикрыть веки, как вскрикивая от рези и боли в глазах он видел Амира по локоть в человеческой крови, беспощадного убийцу, строившего свое счастье на горе других.
Он глубоко страдал от этих видений, и пытался беседовать с жестоким мальчишкой, пытаясь внушить ему общечеловечески ценности.
Абай же рос трудягой, больше жизни любящим свой край, свой народ, землю. Уже старец-Каратас часами просиживал в тени старого дерева – раскидистого карагача на стволе другого, полусгнившего и чертил на пыльной земле, сучковатой палкой, одному ему ведомые иероглифы-галограммы.
Перед самой смертью он позвал к себе Амира и Абая и открыл им страшную тайну:
- Я вижу – сказал он – что развалится наше государство на
десятки маленьких. Один народ пойдет на другой, реки крови прольются. Самой главной ценностью для человека станут не понятия отец, мать, земля, народ, Родина – а деньги, какие-то зеленые бумажки.
Амир - жан, ты будешь глубоко несчастлив с таким отношением к людям. Твоя готовность переступить через людей в достижении цели приведет тебя к тому, что ты станешь в конце сильно страдать. Пока не поздно, поменяй свое отношение к людям.
А Абаю он сказал: «Вижу много казахов, собравшихся вместе, чтобы сплотившись отстоять свою независимость. Там прольется кровь. Ты будешь в числе этих людей и пострадаешь за свой народ. Тебе будет плохо, тебя станут топтать и унижать. Ты будешь голоден и холоден и страдать от несправедливости по отношению к тебе. Но ты вынесешь все эти невзгоды.
Что бы не случилось, никогда не покидай родной аул, землю на которой ты вырос, потому что твои земляки будут нуждаться в тебе. Работай в поте лица на этой многострадальной земле, обрабатывай ее, и она возблагодарит тебя, вознесет тебя благодарностью от твоего народа. И ты будешь счастлив!»
После того как уйдет в небытие старец-провидец Каратас, покинув сотни и сотни оплакивавших его людей, все так и случиться.
Рухнет могучее государство. Народ пойдет на народ. Прибалтика, Азербайжан, Армения, Молдова, Грузия и Осетия, наконец Чечня. Падут общечеловеческие ценности, такие как доброта, человеколюбие, любовь к своему народу. Господин доллар, словно сатана овладеет умами людей.
Амир становится лидером кровожадной преступной группировки, пытаясь построить свой рай на земле, на горе других, тех, кого он безжалостно растоптал.
Абай в месяц «желтоксан» выйдет на площадь, отстаивая независимость родного народа. Попадет под каток системы и будет осужден к 5 годам лишения свободы.
Годы в лагерях не сломают его, молодого батыра и выйдя на свободу, он не потеряет, а наоборот еще больше станет любить свой народ.
Как бы тяжело ему не было в лагере, как бы не страдал от несправедливости по отношению к себе, дух- Аруах старца Каратаса помогал ему выдержать и достойно пройти тягостный путь. Старец приходил к нему во снах, оберегая его советами, призывая к терпению.
Дух Каратаса приходил и к Амиру, пытаясь образумить слепца, но взбешенный настойчивостью аруаха парень кричал:
- Ты надоел мне подлый старик. Рая нет на том свете, рай есть
на земле и я его здесь построю. Ты видишь – кричал он в гневе – меня все боятся, я езжу на шестисотом мерседесе, мне все дозволено, красивые женщины, роскошные рестораны, яркие отели и казино у моих ног. Это и есть рай и я счастлив вопреки твоему предсказанью!
В борьбе за лидерство поедая друг друга словно крысы, Амира
взорвут в машине свои же бандиты. Он останется без обеих ног. Спустя некоторое время на улицы Москвы выползет человеческий обрубок, волоча свое тело на тележке.
Боясь за свою жизнь он будет прятаться в подвалах, питаясь
объедками, голод выгонит его на оживленные перекрестки просить милостыню.
Он испытает ужас и страх, увидев остановившийся рядом
мерседес, в котором развлекаясь с раскрашенными девицами ехали бандиты, совершившие подрыв его машины.
После этого, он купив на подаваемые в качестве подаяния
деньги билет, доберется в свой родной аул.
Абай отсидев срок, вернулся на родную станцию, организовал крестьянское хозяйство. Он восстанавливается в институте и продолжает учебу. Их чувства с Гаухар, которая ждала его все эти долгие годы, вспыхивают с новой силой. Красавица Гаухар выходит замуж за Абая. Они поселяются жить в доме родителей Абая, на станции. Гаухар дарит Абаю сына. Они оба созидают.
Амир ненавидит Абая, за его счастье, за любовь народа к нему,
за то, что человек которого он считал размазней ходит на двух ногах. Ненависть как желчь изливается из Амира, когда он видит Абая несущего на спине счастливого сына.
Однако благородный Абай старается не замечать этого. Он
выше низменных чувств. Не зная и оставляя на совести Амира, его содеянное, он стремится помочь калеке инвалиду. Привозит для него выписанную для него из Европы коляску.
Постепенно, изо дня в день очищается черная озлобленная
душа Амира, в нем медленно начинается процесс переосмысления собственной жизни. Он глубоко и искренне раскаивается, за убиенных им людей. Бывший преступный авторитет, решается на крайний шаг. Он пытается повеситься. Однако его спасает Абай.
Роман завершается полным раскаянием Амира, возвращением его сердца из тьмы, к людям.

 

С глубоким уважением,
член Союза Писателей РК Марат Конуров.

 

 


Добавить комментарий